ШРУС: его назначение и неисправности
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) – устройство, которое обеспечивает привод для колес, в процессе поворота. Оно выполняет свою функцию за счет передачи равномерного вращательного движения между полуосями. Происходит это в ограниченном диапазоне положений, то есть полуоси должны располагаться под определенным углом друг к другу.
Устройство и принцип работы
Существует множество вариантов конструкции этого шарнира, но базовое его устройство достаточно простое. В состав изделия входят такие части:
1. Корпус сферической формы и ведомый вал.
2. Внутренняя обойма и ведущий вал.
3. Кольцеобразный сепаратор со специальными отверстиями.
4. Шарики (обычно их 6 штук).
Хотя конструкция может несколько различаться в разных моделях, принцип работы не изменяется. Он заключается в передаче сил через точки контакта, расположенные в биссекторной плоскости. Она проходит через угол, образованный валами. Процесс работы изделия можно разделить на несколько этапов:
1. На внутренней обойме и корпусе присутствуют специальные канавки, число которых соответствует количеству шариков.
2. В пространстве кулак-корпус шарики удерживаются при помощи сепаратора. Также они под действием различных сил способны перемещаться по канавкам.
3. При вращении ведущего вала усилие передается посредством кулаков и шариков на ведомый вал.
4. Изменение угла между валами приводит к передвижению шариков в такое положение, которое обеспечивает эффективную передачу усилия.
Этот шарнир достаточно легкий и простой элемент конструкции, который выполняет важную функцию. Но устройство подвержено серьезным механическим нагрузкам, поэтому поломки ШРУСа – достаточно частое явление.
Неисправности ШРУСов
В производстве компонентов этого шарнира используются высокопрочные сплавы, способные эффективно противостоять высоким нагрузкам. Но из-за высоких нагрузок даже такие детали со временем изнашиваются и ломаются. К основным причинам поломок можно отнести:
1. Отсутствие смазки или ее плохое качество.
2. Использование бракованных или низкокачественных шарниров.
3. Попадание внутрь узла загрязнений или воды.
4. Повышенные нагрузки из-за езды по некачественному дорожному покрытию или агрессивного стиля вождения.
5. Большой пробег в результате которого происходит естественный износ.
Неполадки в работе этого узла встречаются достаточно часто. Проявляются они такими признаками:
- хруст при ускорениях, проезде через препятствия;
- люфт шарнира при вывешенном колесе;
- появление вибрации/рывков во время ускорения.
Появление этих симптомов свидетельствует, что ШРУС нуждается в ремонте или полной замене. Починка этого узла является достаточно сложной задачей, требует специальных навыков и инструментов. Поэтому лучше обратиться к квалифицированным специалистам сервисного центра. При самостоятельном проведении ремонта он зачастую оказывается некачественным и может привести к более серьезным поломкам. И запчасти следует покупать качественные в проверенном магазине автомобильных запчастей.